Основная тема проекта

«Развитие творческого потенциала дошкольников в изодеятельности на архитектурные темы через формирование ценностной системы психологических, нравственно - духовных характеристик символа «дом»

Добро пожаловать на мини - проект "Дом с улыбкой"!

Его цель - изучение и создание ценной и интересной теоретико - практической базы в рамках формирования творческого потенциала детей на основе расширения их представлений о понятии "дом"; исследование характера связи между символом "дом" и тем, что в нём воплощает ребёнок... и, возможно, ... ВЗРОСЛЫЙ...

суббота, 21 июля 2012 г.

Песочный замок



   
     Летом дети много времени проводят на природе. В детском саду все занятия, досуги, развлечения так же переносятся на свежий воздух. Природный материал доступен в избытке, и, конечно же, в преобладающем количестве - это песок и вода. В песочнице можно придумать множество игр, но самыми распространёнными являются игры в повара или постройка городка и  придумывание игровой ситуации. Кстати, игровая деятельность с постройкой в песочнице сама по своей сути уникальна, так как совмещает в себе продуктивную творческую деятельность, цель которой - результат - творческая композиция, и игру, где значение имеет сам процесс, а не конечный результат. Помимо этого игровая деятельность с песком влияет на развитие познавательных процессов, так как в песочнице совершенствуется тактильная чувствительность, придающая дополнительный развивающий эффект. В любом случае доказана эффективность комплексного образовательно - психологического влияния деятельности в песочнице на ребёнка.
       *Игры с песком помогают осуществить следующие цели и задачи в педагогической работе :
  •   развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  •   снимают мышечную напряжённость;
  •   помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  •   развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  •   стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  •   позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  •   преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  •   развивают творческие (креативные), действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  •   совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  •   способствуют расширению словарного запаса.(*источник материала)
      Безусловно, любая деятельность должна сопровождаться знаниями по технике безопасности. Мне очень понравились стихотворные строки автора Т.М. Грабенко, найденные в разработке педагога Черепенниковой Ирины Александровны:
   
*Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

А когда игра в песочнице закончится, можно прочитать такие стихи:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

*Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? 
Для специалиста действуют три правила.
  • Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребёнка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
  • Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
  •  Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку.
  • Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы. (*источник материала)
       Всё выше изложенное объясняет, почему конструирование на архитектурную тематику в песочнице стало важным для проекта "Дом с улыбкой". Начало лета я часто связываю со своеобразным обучением старших дошкольников строительству  из песка. Дети охотнее прибегают в дальнейшем к играм в песочнице подобного рода, когда им знакомы некоторые приёмы: как построить башенку, лесенку, прямую стену... Впрочем, часто ребята даже не знают с чего начать. Поэтому мы вместе с детьми несколько дней пробуем разные приёмы и строим замки.

      Первое, с чего необходимо начать, - это, конечно, насыпь, горка из песка, которой мы и будем придавать желаемую форму. 
        Второе - необходимо заготовить разнообразные савки - закруглённые  и прямые, большие и маленькие, вёдра так же разнообразных размеров, тазики и формочки.
         Песок предварительно надо смочить из лейки и рядом всегда держать с собой воду.
         Начинаю я всегда с демонстрации того, как создать квадратную форму, прямую стену: для этого и понадобится только лопатка с прямой рабочей частью.
        Дети достаточно быстро понимают, что формировать песок, отрезая от него лишнее по прямым линиям, - занятие не сложное, однако, требующее терпеливого, неторопливого отношения. 
           После первой четырёхугольной формы, показываю детям, каким образом сформировать второй ярус - создание платформы: также убираем лишний песок с помощью прямой лопатки, приминаем, хлопаем по песку ладошкой - необходимо немного спрессовать песок, чтобы конструкция была пригодна в дальнейшем для игры и не разрушилась быстро. Так же показываю, как сделать небольшие заграждения двумя способами: скульптурно и конструктивно. Первый способ предполагает шлифовать умение по прямой или наклонной линии убирать лишний песок, оставляя края:

       Второй, конструктивный способ, обычно детям приходит самым первым в голову, но по времени он занимает его большее количество.
       Очень дошкольникам нравится делать башенки с лесенкой. И всего - то дел: с помощью ведёрка делаем куличик, насыпаем горку песка до высоты  сделанной выемки двери или окошка в куличике, а затем лопаткой или пальцем (зависит от желаемого размера лестницы) делаем ступеньки на насыпи, параллельной формируя края или бока лесенки.

      С помощью другого конца ручки (то, за что держим) лопатки легко можно сделать миниатюрные окошки - арки (то же всё зависит от формы - даже в этом случае она бывает довольна разнообразна).

     Вот, собственно, самые основные моменты, а дальше - это дело творчества и фантазии. Добавляем водоём - наливаем в тазик воды и искусно прикрываем песком. Если песок достаточно спрессован, то можно попробовать сделать несколько глубоких входов и переходов. Добавить  персонажей - миниатюрных игрушек и можно играть.
    Несколько лет назад мы с детьми делали замок, возле которого был небольшой порт с кораблями, пиратами и защитниками красивого замка. 
      Ну, и конечно, подводя итог воспитательно - образовательному значению конструированию из песка в рамках проекта "Дом с улыбкой", могу сказать следующее:
  •       Во - первых, сразу ощутимо повысилась мотивация к игровой деятельности по сюжету (развитие речи, логического мышления, произвольной памяти, коммуникативных навыков и умений), а в "ожидании игры" дети с удовольствием строят, а значит, повышается эффективность усвоения способов конструктивной деятельности - развивается "мануальный" интеллект.
  •     Во - вторых, дети посредством занятости в архитектурное строительство, не свойственное  нашей местности, значительно обогащают образный ряд.
  •     В - третьих, очень часто самостоятельно дети в песочнице выбирают игры направления "нападение - оборона", если строение из песка замкового типа.  И это интуитивно правильно, так как сама постройка своим внешним видом располагает к такой игре.  Я считаю, что в данном случае у детей формируется представление о понятии "характера" дома: о дружелюбии или агрессии. Очень интересно наблюдать, когда в игру вступают девочки и пытаются за счёт изменения ландшафта, привнесения других элементов декора сделать постройку уютнее. Думаю, это предпосылки к пониманию, что такое дом с точки зрения эмоционального комфорта, на который сильно влияют наши сенсорные эталоны.
        

4 коммент.:

алена комментирует...

Екатерина, чудесный проект! Игры в песок я тоже использую очень широко, но такого дома мы с детьми еще не строили!

Екатерина комментирует...

Да,Алёна, это действительно чудесно - копаться и строить из песка в таких масштабах! Песочное строительство всегда перетекает в игры - масса положительных эмоций! Обязательно попробуйте!

Жанна Шайдарова комментирует...

Катерина, спасибо за отличный материал!!!

Екатерина комментирует...

Жанна, рада, что материал пришёлся по вкусу! :)

Отправить комментарий

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!